Платформа (El hoyo) и Вивариум (Vivarium): мини-обзоры фильмов

platform1 870x400 - Платформа (El hoyo) и Вивариум (Vivarium): мини-обзоры фильмов Культура

«Платформа» и «Вивариум»
Мини-обзоры фильмов

Платформа (El hoyo)

Испанская «Платформа» принадлежит к той узкой прослойке выдающихся картин, ради которых хочется выдумывать новые жанры – просто чтобы адекватно описать происходящее безумие. Потому что здесь тебе и герметичный триллер, и хоррор (а точнее сплаттерпанк), и сатира, и абсолютно артхаусная аллегоричность. Всё смешано, взболтано, очень круто сварено, и торкает так, что мозг закипает.
«Платформу» часто сравнивают со знаменитым «Кубом» – и совершенно справедливо. В наличии особое архитектурное пространство (чьи правила и свойства влияют на сюжет), сходная стилистика и общая структура повествования.
О чем же кино?
Есть некая огромная многоэтажная башня, сквозь которую прорезан вертикальный колодец. На каждом этаже башни живут два человека. Раз в день по колодцу перемещается платформа с едой, ненадолго останавливаясь на каждом этаже. Соответственно, обитатели верхних уровней могут жрать вволю, а вот до нижних этажей добираются сущие крохи или вообще ничего. Раз в месяц обитатели этажей меняются местами произвольным образом – небожители могут угодить на голодное «дно», а обитатели «подвала» – подняться наверх, к изобилию.
Разумеется, центральная метафора фильма довольно прозрачная: башня – это грубая модель капиталистического общества, с его жадностью и перекошенным распределением ресурсов, где кто-то получает всё, а кто-то – ничего. Эти аллюзии были очевидны еще из трейлера, и я очень боялся, что этим всё ограничится. Типа – посмотрите какой несправедливый мир, ай-яй-яй, конец фильма.
Это было бы фиаско.

Но режиссёр-дебютант Гальдер Гастелу-Уррутия снял немного другое кино. Я вообще очень ценю умение некоторых людей сидеть на двух стульях – совмещать высокое и низкое, простое и сложное, абстрактные идеи и конкретную жесть. И в результате «Платформа» с одной стороны – действительно умное кино, которое заставляет поразмыслить о справедливом мироустройстве и загадках человеческой природы. С другой стороны, это филигранный фильм ужасов – страшный, мрачный, кошмарный, сверхжестокий, изобретательный и держащий зрителя на иголках все полтора часа.
И я просто обязан отметить насколько великолепно смотрится «Платформа». Обычно столь камерным картинам свойственна некоторая… размеренность. Сидение в четырёх стенах не располагает к бешеной динамике, и даже в лучших герметичных триллерах можно отметить условную точку в повествовании, когда происходящее в застенках приедается. Когда однообразие интерьера начинает утомлять и хочется чего-то нового. Хорошие режиссёры это понимают, поэтому приберегают на финал самые лучшие сцены, чтобы встряхнуть своего зрителя, заскучавшего на втором акте.
Так вот – в «Платформе» эта «точка скуки» даже не наступает. Фильм безумно увлекательный, в нём постоянно что-то происходит, и смотрится сие на одном дыхании. Кинематографические инструменты использованы наилучшим образом: диалоги, персонажи, музыка, сцены действия, монтаж – всё работает в синергии. Придраться просто не к чему. Это роскошная работа.

И я с уверенностью могу сказать, что пока что «Платформа» – один из лучших фильмов года. Это практически идеальное кино в моём понимании. Единственная мелочь, из-за которой я не поставлю ему десятку – самый финал, который хоть и хорош, но не настолько великолепен, как остальной фильм. Всё-таки открытая концовка – это не совсем то, чего ждёшь от таких проектов. Хочется жирной точки, восклицательного знака (а лучше целых трёх), а вместо этого получаешь туманное многоточие. В «Кубе» это работало (ввиду общей таинственности происходящего), но «Платформа» куда как реалистичнее, и в ней хотелось увидеть иную развязку.
Хотя это мелочь, ей богу. Причем чисто субъективная – я уверен, многим понравится, что режиссёр не стал делать за зрителя никаких выводов, а пригласил последнего поразмыслить и составить собственное мнение.
В целом же я не очень люблю рекомендовать такие фильмы. Они чересчур жестокие, чересчур на любителя, чересчур… в них всё чересчур. Но для «Платформы» сделаю исключение – посмотрите её. Обязательно. Это настоящий кинематограф.
Оценка: 9.5 / 10
Вивариум (Vivarium)

А вот «Вивариум» – это именно то кино, каким могла бы стать «Платформа», если бы её создатели не обладали должным талантом и чутьем.
Не могу сказать, что это плохой  фильм, однако несложно заметить, что «Вивариум» полностью сгруппирован вокруг одной метафоры, одной идеи (причем весьма спорной), и кроме этого в фильме практически нет никаких иных достоинств.
Да, это снято прямыми руками, не без некоторой эстетичности. Да, здесь заняты хорошие актёры и атмосферка в наличии. Но фильм банально скучный. Скучный и совершенно одномерный.
Здесь нет героев – в драматическом смысле слова. Есть лишь плоские персонажи-функции, которым невозможно сопереживать, потому что они ненастоящие. Признаться, я даже не понял зачем нужно было привлекать того же Джесси Айзенберга или милейшую Имоджен Путс – вместо них могли справиться любые статисты. Играть тут нечего.

И если первые полчаса «Вивариум» вполне неплохо поглощается чисто за счет интригующих сюжетных загадок, то оставшийся час картины приходится досматривать почти через силу – это невообразимо занудное зрелище. И даже ответы на загадки узнать уже не хочется.
Вот и всё. Больше мне нечего сказать про этот фильм. Слишком уж он стерильный и безвкусный, наполненный бессмысленной деятельностью и пустотой. «Вивариум» неинтересно смотреть именно как кино, он почти не вызывает эмоционального отклика. Я готов накинуть картине пару баллов за старательность и за концептуальность, но никакого удовольствия во время просмотра ленты лично я не получил.
Потому что фильмы – это прежде всего искусство. Хочется тебе донести идею – напиши её на транспаранте или запости в твиттер – так будет эффективнее. А хорошее кино – оно почти всегда про людей и эмоции, а не про идеи. И с этим у «Вивариума» большие проблемы – людей в данном фильме нет вообще.
Оценка: 6 / 10
Рецензент: Мейн Хаус

Мониторинг новостей