Рецензия на фильм «Гретель и Гензель» (Gretel & Hansel)

gretel 870x400 - <div>Рецензия на фильм «Гретель и Гензель» (Gretel & Hansel)</div> Культура

Гретель и Гензель (Gretel & Hansel)
Рецензия на фильм

Гретель и Гензель (Gretel & Hansel)
Рецензия на фильм

Я уже много раз упоминал, что обожаю ведьмовские и лесные мотивы в хорроре, и считаю, что эти темы преступно редко находят достойное воплощение. Так что я очень ждал «Гретель и Гензель» – современное прочтение известной сказки братьев Гримм. Тем более, что «прочтение» взялся организовывать не абы кто, а Оз Перкинс – автор шикарнейшего «Февраля», да и просто весьма неординарный режиссёр.
И что же у него получилось на этот раз?
Скажу сразу: «Гретель и Гензель» – это не «Февраль». В новом фильме просто нет того душераздирающего надрыва, нет пронзительного психологизма, и… смотреть кино абсолютно не страшно.
Но если вы спросите, понравилось ли мне это кино, то ответом будет – да, безусловно. «Гретель» – очень талантливая картина, безумно атмосферная и приятно снятая, на сто процентов авторская. Но чтобы она «зашла», нужно, как минимум, любить режиссёрский стиль Перкинса, а как максимум – проникнуться творящимся на экране волшебством.
А ещё я открою вам страшный секрет: «Гретель» – это не хоррор.
«Гретель» – это сказка.
Девочка и тьма

Наверное нет для режиссёра задачи сложнее, чем адаптировать для экрана какую-нибудь классическую историю. Зрители видели/слышали её уже десятки раз, и чтобы их удивить нужно извернуться ужом… ну или дать волю своему внутреннему постмодернисту (как тут не вспомнить не таких уж старых «Охотников на ведьм»!)
В этом плане Перкинс остался на удивление верен оригиналу – он выбросил лишь всякие сказочные глупости, вроде пряничных домиков, а в остальном история узнаваема. Но и без постмодернизма в кадре тоже не обошлось – вы просто посмотрите на дизайн картины! Здесь домик ведьмы похож на какое-то футуристическое бунгало, Гретель смахивает на анимешную школьницу, а саундтрек состоит из тревожного ретровейва. К слову – автором последнего выступил небезызвестный композитор Rob, в своё время поразивший меня музыкой к «Маньяку». Здесь он проделал не менее великолепную работу. В отдельных сценах звучание пробирает до мурашек.
Короче, Перкинс не ставил себе задачи переснять «Ведьму» (с её сумасшедшим ультра-реализмом имени Роберта Эггерса) и его фильм почти сразу заявляет – это сказка. Ничего общего с реальностью. Просто волшебная история.
Да, эта сказка временами жутковатая, однако те зрители, что ждут от фильма именно хоррора – уйдут ни с чем. В картине просто нет того жанрового накала, что подразумевается в фильме ужасов.

Напротив! «Гретель» – очень размеренное и тягучее кино, натуральный слоу-бёрнер, на которых Перкинс собаку съел. Фильм гипнотически медленный, засасывающий, очень быстро отсеивающий «неправильного», чужого зрителя. Перкинс давит на атмосферу, на чарующий визуал, на тёмную энергетику ленты. Даже единственный скример «Гретель» исполнен со вкусом, и заставляет не столько испугаться, сколько ещё глубже погрузиться в депрессивный настрой ленты.
Кроме того Перкинс вновь обращается к своим любимым темам – сложным взаимоотношениям молодых девушек и первобытной тьмы. Не «зла», а именно «тьмы» – чистого зла в фильмах Перкинса, как правило, нет. Только бесконечная грусть, одиночество и тоска по чему-то давно утраченному. И всё это представлено в фильме великолепно.
Ну и странно было бы не отметить Софию Лиллис в главной роли – она просто няшка. Уж за что стоит сказать спасибо авторам фильма «Оно», так именно за популяризацию этой молодой актрисы. София везде хороша, а в «Гретель» она хороша особенно – тем более, что фильм наполовину состоит из её портретов в разных декорациях.
А вот по-настоящему спорным моментом является чересчур заметная «книжность» фильма. Причем во всём – в структуре сценария, в диалогах, в героях. Это ощущение сложно описать словами, но «Гретель» иногда воспринимается как аудиокнига, к которой зачем-то сделали видеоряд. Слишком много монологов, закадрового текста, объяснений. Кроме того герои изъясняются абсолютно правильным, образным литературным языком, что забавно слышать от дремучих крестьянских детишек.
Я не говорю, что эта «книжность» работает во вред фильму – это не так. Она создает очень своеобразную атмосферу, будто старинный готический роман читаешь. Однако во многих обзорах я читал жалобы на затянутые и «пафосные» монологи и «унылые» диалоги, так что претензия имеет место быть. Такой стиль зайдёт не всем.

Что же можно сказать про фильм в итоге?
«Гретель и Гензель» – это очень тёмная сказка, местами страшная, но в целом скорее печальная. Картина не поражает какими-то сюжетными глубинами, сценарий у неё простецкий, однако благодаря искусной режиссуре Перкинса «Гретель» выглядит чарующим и гипнотизирующим произведением искусства, к которому хочется возвращаться снова.
Так что если вам нравятся тягучие готические фильмы с упором на угрюмую атмосферу и мрачную эстетику, то новый фильм Оза Перкинса – это ваш выбор. Только не ждите от «Гретель» хоррора – у этой картины куда больше общего с творчеством Софии Копполы, чем с «Ведьмой» или любым другим фильмом ужасов последних лет.
Рецензент: Мейн Хаус

Мониторинг новостей